ГЛОССАРИЙ

1 УРОК

Диагностика –

1) учение о методах и принципах
распознавания болезней и постановки диагноза;
процесс постановки диагноза;

2) установление и изучение признаков
каких-либо объектов или сложных систем
для характеристики их состояния,
предсказания возможных отклонений и
предотвращения нарушений режима их
функционирования.

 

Голос –
    звук, возникающий  в человеческом организме  благодаря тому, что воздух из лёгких проходит через голосовые связки, заставляя их вибрировать.

 

Связки –
    два клинообразных тяжа, образованных волокнистой эластичной тканью и прикреплённых к
хрящам ГОРТАНИ (голосовой отдел), которая выдаётся спереди на шее
(«Адамово яблоко»).
Дыхательный тракт над гортанью
действует как резонансная полость,
придавая голосу определённый тембр.

 

Артикуляция -
    координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.  При произнесении определённого звука
реализуется слуховой и кинестезический,
или речедвигательный контроль.

 

Запинка в речи -
    остановка в речи вследствие затруднения в выборе слов, в произношении.

 

Слова-паразиты -
    слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова.

 

Красноречие -
    искусство выражать мысли других.

 

Артикуляционный аппарат -
    анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся
с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

 

Речевые органы -
    совокупность органов, принимающих участие в образовании звуков речи при их произнесении.

 

Язык -
     орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека – способствующий также образованию звуков речи.

 

2 УРОК

Артикуляционная гимнастика -
    комплекс специальных упражнений, направленных на предотвращение неправильной постановки звуков речи (начиная с раннего возраста детей в профилактических целях), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики и выработки артикуляционных укладов различных групп звуков (свистящие, шипящие и др.)

 

Запинка в речи -
    остановка в речи вследствие затруднения в выборе слов, в произношении.

 

Слова-паразиты -
    слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова.

 

Красноречие –
    искусство выражать мысли других.

 

Артикуляционный аппарат –
    анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней инижней челюстей, губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся
с ней посредством хоан и условно
ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое нёбо) и
резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

 

Речевые органы –
    совокупность органов, принимающих участие в образовании звуков речи при их произнесении.

 

Язык –
    орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи.

 

Статические упражнения –
    упражнения, которые выполняются без движения частей тела. Тем не менее, на мышцы и связки идет серьёзная нагрузка (напряжение).

 

Динамические упражнения –
    это все упражнения и виды нагрузки, которые связаны с обилием движений, действий, перемещением в пространстве всего тела и отдельных его частей.

 

Ощущения –
    чувственный опыт – простейший психический процесс,
представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний
внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

 

Контроль –
    проверка, а также наблюдение с целью проверки.

 

Зажатость –
    мышечное напряжение.

 

Расслабление –
    процесс освобождения мышц от напряжения и зажимов.

 


Урок 3

Дыхание –
    втягивание и выпускание воздуха лёгкими.

 

Естественное –
    не нарушающее природу человека, природное.

 

Дыхательная гимнастика –
    это система дыхательных упражнений.

 

Диафрагма –
    мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от
брюшной, грудобрюшная преграда.

 

Голосовой аппарат –
    совокупность органов, участвующих в
голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: лёгких с системой
вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука.

 

4 УРОК

Дикция –
    произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении, декламации.

 

6 УРОК

Сила голоса –
    это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Тон –
    звук определённой высоты.

Окрас голоса –
    это звуковая окраска голоса, которая создаёт те или иные эмоциональные оттенки речи.

Фраза –
    сочетание слов, выражающее законченную мысль

 

7 УРОК

Интонация –
    это движение голоса, его повышение или понижение в пределах высказывания.

Тембр –
    окраска звука.

8 УРОК

Темп речи –
    скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации.

Ритм речи –
    это выразительное средство языка, основанное на равномерном чередовании соизмеримых единиц речи. Такими соизмеримыми единицами речи являются ударные и неударные слоги.